Бонжур Абажур

Жизнь замечательных людей. Андрей Никифорович Воронихин. Один из талантливейших людей, стоявших у истоков истории русской мебельной школы

Каковы шансы у обычного крестьянина стать выдающимся архитектором и навсегда вписать свое имя историю, в том числе в историю русской мебели? Мало быть просто талантливым самородком, надо еще и попасть в нужные руки, что и произошло с героем этого очерка.

Один из талантливейших людей, стоявших у истоков истории русской мебельной школы – архитектор Андрей Никифорович Воронихин, который прежде всего известен созданием Казанского собора – одного из символов Петербурга. 

Однако он, как и было принято у архитекторов начала 19 века, занимался в том числе и живописью, и дизайном, разрабатывая для реставрируемых или проектируемых зданий внутренне убранство, не исключая мебель, светильники и облицовку.

Крепостное право, по сути, дало Андрею Никифоровичу билет в жизнь. Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, принадлежавших графу А.С. Строганову. Отданный в ученики местному иконописцу, Воронихин вскоре был отмечен графом Строгановым как очень талантливый живописей, и отправлен на учение сначала в Москву, к Василию Баженову, а потом и вовсе в Париж, вместе с графским сыном.

В 1785 году Воронихин получил вольную и чуть позже был отправлен в Петербург, к двоюродному брату графа, где получил, по сути, очень ответственную и грандиозную экзаменационную работу - восстановление внутренних интерьеров сгоревшего Строгановского дворца, на углу Невского проспекта и набережной Мойки.

И Строганов не ошибся в молодом архитекторе – интерьеры были искусно восстановлены и авторски дополнены, в результате чего получилось убранство в стиле классицизма.

Уже на этом этапе Воронихин создает мебельные ансамбли для Строгановского дворца, а после проектирует внутренние убранства для дворцов в Стрельне и Павловске.
В предметах мебели, исполняемых по рисункам Воронихина уже видна яркая черта, ставшая впоследствии характерной для всей русской мебели первой трети XIX века – он проектирует два варианта интерьерных решений: парадный и бытовой. 

Кресла и диваны Павловского дворца в Греческом зале, с резными ажурными спинками, украшенными грифонами, и локотниками в виде орлов являют собой величественный вид парадной мебели, а для жилых и неофициальных помещений, таких как Розовый зал, Воронихин спроектировал немассивную мебель светлых тонов из дерева волнистой березы, со вставками из черненого дерева. Некоторые предметы гарнитура выполнены без узоров и все их благородная красота подчеркнута абсолютно гармоничными пропорциями.

Творчество таких непохожих друг на друга зодчих, как, А. Н. Воронихин, К.И. Росси, В.П. Стасов, хоть и было навеяно в том числе популярными в те времена французскими мотивами, но за счет индивидуального художественного почерка каждого архитектора, определило развитие собственного «лица» русской мебели, что стало ее золотым веком.

Специалисты компании «Bonjurabajur» проходят внутреннее производственное обучение, в процессе которого изучение работ мастеров прошлого является одним из важных этапов становления или развития художественного вкуса, столь необходимого персоналу при разработке дизайна новых моделей мягкой мебели.

X
Запросить прайс-лист
X
Заказать обратный звонок
X
Запросить каталог PDF
X
Заказать
Жизнь замечательных людей. Андрей Никифорович Воронихин. Один из талантливейших людей, стоявших у истоков истории русской мебельной школы